Как бизнес по продаже дверей снизил операционные расходы на 2 000 000 руб. в год за счет автоматизации
Кейс реальной автоматизации сети салонов дверей
г. Воронеж
О КОМПАНИИ - ЗАКАЗЧИКЕ
История компании
Цели автоматизации
Выбор подрядчика
Ход проекта
Итоги предпроектного обследования
В ходе предпроектного обследования были описаны следующие бизнес-процессы в модели AS IS (как есть сейчас)
- основные бизнес-процесс создания рыночной ценности (продажи, закупки, доставка и монтаж)
- вспомогательные процессы (оплата заказа в магазине, оплата поставщикам).
В рамках предварительного обследования бизнеса заказчика был проведен функционально-стоимостной анализ (оцифровка по времени и стоимости) бизнес-процессов в модели AS IS (как есть сейчас) (данные по времени и заработной плате сотрудников были получены со слов заказчика).
Для этого мы сделали следующие расчеты:
Примечание: примером экземпляра процесса является процесс оформления 1 среднестатистического заказа клиента, или процесс оформления 1 заказа поставщику, или оплата 1 счета поставщика (см. столбец “Единица экземпляров процесса” Таблицы №1)
Таблица №1 Расчет времени на выполнение одного экземпляра процесса
Примечание: для упрощения в данном расчете не учтены расходы на содержание рабочих мест (аренда офиса на 1 рабочее место, социальные налоги , амортизация оргтехники и пр.)
Таблица №2 Расчет стоимости одного часа рабочего времени по сотрудникам
Таблица №3 Расчет временных затрат за месяц по процессам и по ролям
Таблица №4 Расчет стоимости бизнес-процессов за месяц по ролям
В итоге получили следующие сравнительные диаграммы и показатели бизнес-процессов по стоимости и времени
Диаграмма №1 Сравнение стоимости процессов за месяц
Самыми дорогостоящими процессами оказались процессы закупок, продаж и оплат поставщикам.
Диаграмма №2 Сравнение стоимости процессов за месяц по ролям
Диаграмма №3 Распределение стоимости обработки 1 заказа по ролям
Диаграмма №4 Затраты времени на обработку 1 заказа по ролям
Основные показатели процессов в модели AS IS (как есть сейчас):
Стоимость основных процессов за месяц, (руб.)
Стоимость обработки
1 заказа, (руб.)
Время на обработку 1 заказа, (человеко-часов)
Также рассчитанные показатели были взяты за точку отсчета текущего состояния бизнес-процессов и для расчета планируемого экономического эффекта.
3. Подбор программного продукта под бизнес-требования заказчика
➔ необходимо сократить временные и стоимостные затраты на оперативный учет за счет оптимизации и автоматизации бизнес-процессов;
➔ исключить ошибки ручного ввода операций путем создания единой информационной системы оперативного учета;
➔ добиться прозрачности всех операций в системе, чтобы при необходимости можно было увидеть из чего складывается тот или иной показатель;
➔ необходимо видеть в режиме реального времени движение товаров и остатки товаров на складах компании;
➔ необходимо видеть в режиме реального времени движение денежных средств по счетам компании и их остатки в кассах на дату;
сформировать оперативную и управленческую отчетность в соответствии с требованиями заказчика (см. таблицу №5 ниже)
Таблица №5 Бизнес-требования к отчетности
|
|
|
|
---|---|---|---|
|
Раздел учета | Необходимые отчеты | Необходимые разрезы |
|
Продажи товаров и услуг | Воронка продаж | ➔ по салонам
➔ по менеджерам |
|
Продажи товаров и услуг | Отчет по срокам исполнения обязательств по заказам | ➔ по салонам
➔ по менеджерам ➔ по клиентам |
|
Продажи товаров и услуг | Отчет по срокам исполнения обязательств по заказам | ➔ по салонам
➔ по менеджерам ➔ по клиентам |
Продажи товаров и услуг | Отчет по продажам | ➔ по номенклатуре;
➔ по товарным категориям; ➔ по салонам ➔ по производителям ➔ по поставщикам | |
Продажи товаров и услуг | Отчет по валовой марже | ➔ по номенклатуре;
➔ по товарным категориям; ➔ по салонам ➔ по производителям ➔ по поставщикам | |
Закупки | Движение товаров по складам | ➔ по складам;
➔ по заказам покупателей; ➔ по заказам поставщикам; | |
Закупки | Остатки товаров на складах | ➔ по складам;
➔ по заказам покупателей; ➔ по заказам поставщикам; | |
Закупки | Взаиморасчеты с поставщиками | ➔ по складам;
➔ по заказам покупателей; ➔ по заказам поставщикам; | |
Закупки | Выполнение сроков поставок поставщиками | ➔ по складам;
➔ по заказам покупателей; ➔ по заказам поставщикам; | |
Финансы | Движение денежных средств | ➔ по счетам учета ДС (расчетные счета и кассы подотчетных лиц);
➔ по статьям ДДС; | |
Финансы | Остатки денег | ➔ по счетам учета ДС (расчетные счета и кассы подотчетных лиц);
➔ по статьям ДДС; | |
Финансы | Платежный календарь | ➔ по счетам учета ДС (расчетные счета и кассы подотчетных лиц);
➔ по статьям ДДС; | |
Финансы | Дебиторская и кредиторская задолженность | ➔ по клиентам, поставщикам;
➔ по кредиторам; | |
Финансы | Взаиморасчеты по кредитам | ➔ по клиентам, поставщикам;
➔ по кредиторам; | |
Персонал | Взаиморасчеты с персоналом | ➔ по сотрудникам;
➔ по отделам | |
Управленческий учет | Управленческий баланс | ➔ по бизнесу в целом | |
Управленческий учет | Движение денежных средств | ➔ по статьям ДДС; | |
Управленческий учет | Отчет о прибылях и убытках (по начислению) | ➔ по статьям доходов и расходов (управленческого учета)
➔ по центрам прибыли (отдельно по каждому салону и сервисному центру) ➔ по бизнесу в целом | |
Управленческий учет | Отчет о прибылях и убытках (кассовым методом) | ➔ по статьям доходов и расходов (управленческого учета)
➔ по центрам прибыли (отдельно по каждому салону и сервисному центру) ➔ по бизнесу в целом | |
Управленческий учет | Финансовый результат | ➔ по статьям доходов и расходов (управленческого учета)
➔ по центрам прибыли (отдельно по каждому салону и сервисному центру) ➔ по бизнесу в целом | |
Управленческий учет | Бюджет | ➔ по статьям доходов и расходов (управленческого учета)
➔ по центрам прибыли (отдельно по каждому салону и сервисному центру) ➔ по бизнесу в целом |
Описание бизнес-процессов в модели TO BE (как будет)
На этом этапе были описаны бизнес-процессы в модели TO BE (как будет) с учетом их прохождения и отражения контрольных точек в будущей информационной системе 1С: Управление нашей фирмой (Рис.7 - 12)
Аналогично вышеуказанной методике функционально-стоимостного анализа были рассчитаны показатели бизнес-процессов в модели TO BE (как будет). Данные для расчета были взяты из среднего времени оформления документов, участвующих в бизнес-процессах модели TO BE (как будет) из расчета среднестатистического заказа.
Основные показатели процессов в модели TO BE ( как будет):
Стоимость основных процессов за месяц, (руб.)
Стоимость обработки
1 заказа, (руб.)
Время на обработку 1 заказа, (человеко-часов)
Путем сравнения общей стоимости бизнес-процессов по модели AS IS (как есть сейчас) со стоимостью процессов по модели TO BE (как будет) был рассчитан планируемый экономический эффект от проекта автоматизации (см. таблицу №6)
Таблица №6 Расчет планируемого экономического эффекта от проекта автоматизации
7. Обоснования для принятия решения о необходимости инвестиций в автоматизацию
8. Этапы настройки, опытной и промышленной эксплуатации.
После принятия решения были произведены все настройки и необходимые доработки системы, были подготовлены инструкции для пользователей, проведено очное обучение и тестирование пользователей с целью проверки знаний и навыков работы в новом формате. После обучения был запущен тестовый период в течение которого пользователи смогли привыкнуть к новым бизнес-процессам и “пропустить через руки” несколько тестовых цепочек документов на тестовой базе 1С: УНФ. Эти шаги позволили минимизировать сопротивление персонала при внедрении и запустить систему в промышленную эксплуатацию.
10. Итоги проекта автоматизации
По результатам собственники получили возможность формировать все необходимые отчеты по кнопке, анализировать показатели бизнеса и быстро принимать решения. Вот некоторые из них: